| КАЗ | РУС | ENG


Меню

Ученый и педагог Даригул Турсунов (1910-1985)

Е. Д. Турсунов

Отец, Даригул Турсунов, доктор педагогических наук, профессор, работавший в последние 10 лет заведующим кафедрой методики преподавания русского языка КазПИ им. Абая, один из основоположников методики преподавания русского языка в школах и вузах Советского Союза, родился 20 ноября 1910 года, как писал он в автобиографии, « в ауле №11 Акчетавской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской губернии» (ныне - это с. Карабулак Шетского района Карагандинской области). Его дед, Абен Турсунов, владел 18 тысячами коней и шахтой по добыче полезных ископаемых.

После установления Советской власти отцу нашему пришлось немало испытать. Устроился он работать на шахту, на самую низкую должность. Однажды его вызвали к заместителю начальника этой шахты.

- Так, значит, ты, Турсунов, сын крупного бая?

Страх объял отца, в то время мальчика 16 лет. Пришлось ему все рассказать. Но спрашивавший его человек оказался человеком благородной крови.

- Я задержу эту бумагу на три дня, а ты за это время убегай подальше. Документы и деньги для тебя я достану сам.

Так случилось, что отец оказался в Ташкенте. Здесь ему удалось получить место учителя русского языка в Среднеазиатском военном училище, а русскому языку он обучился у находившегося в ссылке доктора филологических наук Копорского А., преподававшего в школе бая Абена.

К тому времени отец сдал документы в Среднеазиатский университет, чтобы стать геологом. Но не суждено было ему стать им. Неожиданно кто-то донес на него. Его вызвал замкомандира училища. К счастью, он также оказался интеллигентным человеком. Пришлось отцу снова бежать.

Бежать приходилось при малейшей угрозе, тем более что при нем были дедушка Абен и бабушка Сабиля, братья Амет с женой Шайкен, Боранкул с женой Динар, братья Муксуюн и еще несколько человек, не считая маленьких детей.

Теперь он оказался в Токмаке. Здесь он познакомился с семьей Вагаповых. Казий Мухаммед-Закир Кашифулы Вагапов построил мечеть и школу, проповедовал ислам на территории Казахстана и Киргизии. По происхождению он был потомком Вахаба, визиря (казначея) хана Батыя, брата Чингизхана. В 1916 году, он был арестован за то, что выступал против призыва в армию. Его жене, Гайнижамал, пришлось при помощи подкупа освободить его. Это были годы гражданской войны. Один из сыновей Мухаммед-Закира, Абдрахман, был младшим офицером Белой Армии. Когда война достигла границ Токмака, он вместе с другом бежал домой, но здесь свирепствовал тиф страшной силы; от тифа погибли и Абдрахман, и Мухаммед-Закир.

Даригул Турсунов женился на дочери Мухаммеда-Закира, Халиде, устроился на работу в г. Пржевальск. К счастью, умер Сталин. Мой брат Сергазы по-детски обрадовался тому, что теперь, наконец, можно вздохнуть свободнее. Учительница, проливая слезы, велела вызвать родителей в школу. Пришлось вновь (в который раз!) спасаться бегством в ночь. Затем последовали Оренбург, Актюбинск, Кызыл-Орда, Ташкент и, наконец, Алматы.

Обратимся к автобиографии отца, которую он написал в 1972 г.: «Весной 1920 года поступил в Каркаралинскую трудовую советскую школу, в третий класс, предварительно окончив 2 класса в ауле. В 1927-1928 учебном году поступил на курсы по подготовке в ВУЗы в городе Ташкенте, которые окончил в конце 1928 года. Весь 1929 год работал на строительстве Балхаша в качестве младшего бурового рабочего.

С начала 1929-1930 учебного года по август 1933 года работал в Ташкентской объединенной среднеазиатской военной школе им. В.И. Ленина преподавателем русского языка, одновременно слушал лекции в САГУ. По состоянию здоровья в 1933 году переехал в г. Фрунзе и поступил на работу в педагогический техникум преподавателем русского языка, где проработал до июля 1935 года. С 1935 года по 1937 годы работал в системе Казнаркомпроса. В 1937 году поступил в Оренбургский пединститут, на 3-й курс факультета русского языка и литературы, который окончил в 1939 году. Годы учебы в Оренбурге совмещал с работой на республиканских курсах по подготовке учителей для средних школ Казахстана. В 1939 году курсы влились в Актюбинский учительский институт, а его перевели в этот институт в качестве заведующего кафедрой русского языка. В августе 1946 года по семейным обстоятельствам он переехал в г. Пржевальск к родным жены. Здесь в качестве заведующего кафедрой русского языка работал с сентября 1946 года по август 1953 года.

В 1948 году на заседании Ученого Совета Института методики обучения АПН РСФСР им была защищена кандидатская диссертация на тему «Об использовании сравнительного анализа грамматического строя русского и казахского языков при обучении русскому языку в казахских школах».

В августе 1953 года он был принят по конкурсу в Ташкентский политехнический институт заведующим кафедрой русского языка, где проработал до сентября 1962 года. С сентября 1962 года работал зав. кафедрой русского языка в Казахском государственном женском педагогическом институте в г. Алма-Ате, а в августе 1965 года им была защищена докторская диссертация на тему «Основные вопросы методики преподавания русского языка в вузах союзных республик» итог многолетних его исследований.

Ещё в 1959 году Д. Турсунов выдвинул совершенно новую методическую систему преподавания русского языка как неродного в школах и вузах. Он написал монографию «Очерки методики преподавания русского языка в вузах с тюркоязычным контингентом студентов», в которой на основе тщательно проведенного эксперимента обосновал метод обучения, получивший название «концентрической системы преподавания русского языка». Специально по всем тюркоязычным и нетюркоязычным республикам тогдашнего Союза была разослана его книга с просьбой высказать свое мнение о ней.

По решению Минвуза Узбекистана и Минвуза СССР в Ташкенте, где в то время Турсунов Д. заведовал кафедрой русского языка, в сентябре 1960 года была проведена Всесюзная научно-практическая конференция с участием преподавателей из крупных вузов Советского Союза.

На этой конференции была единодушно принята резолюция: «Конференция признает необходимым отказаться от традиционной линейной системы изучения русского языка в национальных группах и предлагает впредь руководствоваться концентрической (комплексной) методикой преподавания живого русского языка в виде развития речи» («Русский язык в узбекской школе», № 6, 1960, с. 61).

Таким образом, комплексно-концентрическая система преподавания русского языка как неродного в школах и вузах, которую разработал Д. Турсунов, была признана единственно верной, методически обоснованной и высоко результативной. Все союзные республики перешли на обучение по этой методике. Была создана первая кафедра методики преподавания русского языка в национальной школе, заведующим которой был единодушно избран Д. Турсунов. Кстати, он был единственным беспартийным членом в высшей иерархии того времени. Труды Д. Турсунова получили широкую известность и за рубежом: в Англии, США, Шотландии, Монголии, Новой Зеландии и других странах.

Кафедра методики русского языка Казахского женского педагогического института, где стал работать отец, приказом Минвуза КазССР была определена как головная в республике, хотя сам институт тогда относился ко второй категории. Приказом Министерства высшего и среднего специального образования Казахстана от 11 июля 1964 года этому институту было предоставлено право головного по методике преподавания русского языка.

Комплексно-концентрическая методика преподавания русского языка прославила Д. Турсунова как выдающегося ученого и основоположника в области методики преподавания русского языка как неродного. Им была создана своя научно-методическая школа, получившая признание во всех бывших союзных республиках СССР. Разработанная им система обучения русскому языку в национальных школах получила признание и была внедрена в практику преподавания во всех республиках.

Д. Турсунов автор невероятно огромного числа книг, простое перечисление которых займет много места, поэтому перечислю только его некоторые труды: «К вопросу о постановке произношения»(1935), «Программа по русскому языку для педагогических училищ» (г. Фрунзе, 1949), «Методика русского языка для русских семилетних школ» (г. Пржевальск, 1950), «Сопоставительная грамматика русского и казахского языков» (колл. г. А-А, 1967), «Методика преподавания русского языка в казахских группах вузов» (г.А-А, 1974) и другие.

Всего им написано 55 книг по методике русского языка. Более 300 статей. Под его руководством защитили свои диссертации 36 кандидатов и докторов педагогических наук из различных союзных республик.

Д. Турсунов участвовал в работе трех международных конгрессов, регулярно выступал в качестве докладчика на республиканских, межреспубликанских и всесоюзных конференциях по теории и методике преподавания русского языка.

Д. Турсунов был председателем секции русского языка учебно-методического совета Министерства просвещения Казахстана, членом научно-методического совета, редактором межвузовского ежегодного тематического сборника по методике преподавания русского языка в национальных школах, членом редколлегии журнала «Русский язык в казахской школе».

В последние 10 лет жизни, с 1975 года, Д. Турсунов работал зав.кафедрой методики преподавания русского языка в национальной школе КазПИ им. Абая.

За активную научно-педагогическую деятельность Даригул Турсунов награжден медалью имени Крупской, «За трудовую доблесть в тылу», ему присвоено почетное звание «Отличник народного образования» Киргизской и Казахской республик. Он награжден Почетной грамотой Министерства просвещения СССР.

Несмотря на то, что отцу пришлось испытывать в течение долгих лет жестокие преследования, постоянно менять местожительство, он сохранил бодрость духа, оптимистическое отношение к жизни, веру в людей, человечность.

Он был примерным семьянином, образцовым отцом. Он рассказывал нам о прошлом нашего рода, о пережитых испытаниях во время советской власти.

Во время бесконечных перемен местожительства и постоянного бегства от доносов, мы переезжали скопом: дедушка Абен и бабушка Сабила, дяди и тети, их многочисленное потомство. За все это время погиб лишь дядя Совет, двоюродный брат Турсуна, образованный человек, получивший высшее образование в Петербурге. В советские годы он был на большой работе, но потом, как и тысячи других безвинных жертв, был расстрелян. Дядя Боранкул прошел всю в Отечественную войну, получил лишь незначительное ранение. Он был разведчиком по поиску вражеских офицеров.

Другой дядя, Муксуюн, также был призван в армию. Он служил на Дальнем Востоке. И он также без единого ранения прошел через всю войну.

Папа мой по этому поводу рассказывал известную всем нашим родственникам историю. Когда-то наш род был одним из известных казахских родов. После монгольского завоевания он остался обычным казахским родом. Но в первой половине ХVIII века случился джут, раз за разом погибли дети, и Турсун остался наедине со старухой-женой, страшно обеднел. И вдруг его жена, совершенно старая, понесла и родила ребенка. Турсун тотчас направился к местному мулле, тот сказал:

- Старуха твоя понесла ребенка в таком возрасте, что имя ему должен дать посторонний человек. Подожди постороннего человека, который будет проезжать мимо, и он даст имя твоему сыну.

Уже начало смеркаться, когда показался одинокий всадник. Он очень торопился. С великим трудом Турсун заставил его почитать молитву над ребенком и благословить:

- Пусть будет счастлив ребенок. Пусть в первой жизни будет скот его неисчислимым. Во второй раз его будет меньше, но страшно много. В третий раз вы лишитесь всего, однако останетесь все живы и здоровы. Аллах Акбар!

Последние сапоги, оставшиеся у бедного Турсуна, были отданы случайному проезжему за его слова.

И действительно, двое наших предков заимели невероятно много скота. Затем случилась революция. Мы остались совершенно обездоленными, но живыми и здоровыми. Теперь началась новая жизнь, от которой мы ожидаем много хорошего.